Известно, что мадмуазель Коко Шанель обладала выдающимся воображением, была находчива, умна и остра на язык. Наследие в виде моделей, оставленное ею, яркие фразы, мудрые и остроумные, столь заметны, что фанаты ее творчества до сих пор устраивают паломничества к ее парижским апартаментам на Рю Камбон 31 (хотя, в собственных апартаментах она бывала редко и предпочитала жить в отеле Ритц в течение 30 лет). Апартаменты сегодня сохраняются так, как если бы она продолжала здесь бывать и жить, здесь берегут ее стиль, образы и каждую мелочь, придуманные ею. Здание, где расположены ее апартаменты в Париже, было куплено Шанель в 1920 году и до сих пор на первом этаже размещается магазин, а на чердаке мастерская-ателье (где 100 швей по-прежнему работают вручную) и сегодня это место, где священнодействует Карл Лагерфельд, дизайнер, который с 1983 года направляет модный дом Chanel.
В учебных заведениях, где обучают дизайну одежды, на ее стилевые решения, на однотонные костюмы с манжетами и жемчугом продолжают ссылаться, как на нечто возвышенное и недостижимое по лаконизму и выразительности. Вязаный костюм Шанель разработки 1923 года или сумка, по-прежнему, рассматриваются в качестве ориентира женщинами молодого возраста. Как она сама когда-то сказала: «Мода со временем затухает и только стиль остается неизменным». Юным девам она советовала избегать излишней оригинальности в одежде, потому что оригинальность — это «колючка» и в неумелых руках превращается в маскарад. Чтобы не прослыть посмешищем, лучше одеваться скромнее, выверенно и обдуманно. По мнению Коко, у девушки в облике должны быть две вещи: стильность и сказочность.
Ее настоящее имя Габриель Бонер. Она родилась в 1883 году в малосостоятельной рабочей семье и жила, в основном, эмоциональными порывами. Когда она пришла к идее занятий дизайном, за плечами было довольно фривольное и легкомысленное прошлое, малопонятное будущее и никакого образования. С помощью своих многочисленных знакомых ей удалось получить в аренду закуток в магазине, где она могла продавать шляпки, которые сама придумала и изготовила.
Потом появилась идея сделать модными вязаные вещи. Здесь сыграл заметную роль контракт аренды торгового места, подписанный ею. По контракту ей запрещалось торговать модными вещами одежды, поскольку магазин, который предоставлял ей торговую точку, сам торговал модной одеждой и хозяева не желали видеть в арендаторе конкурента. Вязаные вещи люди носили и тогда, но это была одежда рабочего люда и считалась грубой, а иногда и вульгарной – ее изготавливали шерстяные фабрики. И, уж конечно, не считалась модной. Так вот, Габриель придумала новый вязальный узел «Cs», который придавал вязаной ткани совершенно новый рисунок и облик (это переплетение и сейчас визитная карточка фирмы «Шанель»), и решила сделать вязаные вещи предметом моды. Такой коммерческий ход позволял ей торговать модной одеждой (которую еще никто таковой не считал) в модном магазине, не нарушая контракта. Так состоялась сама Коко и ее фирма «Шанель». Коко уже тогда была лучшим дизайнером, только об этом еще никто не знал.
«Нет особого времени для скуки и меланхолии. Есть время для работы. И есть время для любви. На все прочее времени просто не остается». Она следовала этому принципу всегда и жила полной жизнью. И многое успела. Она создала новый взгляд на женщину 20-го столетия, создавая для нее одежду, которая была прежде всего удобной и комфортабельной. Духи «Шанель №5», по-прежнему, самый успешно продаваемый парфюм в мире.
Прическа в стиле «Боб» от Коко Шанель, яркие красные губы и откровенная манера поведения разрушили устоявшиеся привычные нормы и общепринятые понятия о приличиях. Коко была заметной — курящая, довольно развязная женщина, никогда не бывшая замужем — хотя она и имела «отношения» с английским промышленником Артуром «Боем» Кейпелем, — который оставил ей денег купить Рю Камбон — с Игорем Стравинским и вторым герцогом Вестминстерским «Бендором» Гросвенором, богатейшим человеком в Европе.
Личная жизнь наложила отпечаток на мировоззрение и философское отношение к жизни и моде. Это свелось к ряду высказываний, которые стоят того, чтобы обратить на них внимание:
— «Если хочешь стать незаменимой для любимого, будь разной».
— «Если платье бедно, мужчины помнят платье; если платье безукоризненно, мужчины помнят женщину».
— «Многие думают, что роскошь противоположность бедности. Вовсе нет. Роскошь — антипод вульгарности».
— «Мода превратилась в насмешку. Дизайнеры забыли, что внутри их платьев находится женщина. Большинство женщин одеваются для мужчин и хотят, чтобы ими восхищались. Но им также нужно двигаться и садиться в автомобиль без опасения все разорвать по швам. Одежда должна быть естественной формы».
— «Модная одежда – это не просто комок тканей. Ткань оживает на воздухе под действием ветра. И света. Ткань чувствует его. Такое чаще всего бывает на дороге и на фоне неба».
— «Элегантность это не прерогатива тех, молодость которых прошла, но тех, кто уже завладел будущим».
— «Если мужчина плохо говорит о всех женщинах, вероятно, он обжегся на одной».
— «Женщина, которая не использует ароматы, лишена будущего».
— «Где помещать аромат?», — спрашивает молоденькая девушка. «Аромат нужен там, где ты хочешь, чтобы тебя поцеловал мужчина», — отвечает Коко.
И еще одно.
— «Бренд не может быть более жизненным, чем когда он включает в себя часы, украшения, ароматы, женскую одежду и новые магазины».
Почему эти высказывания так точны? Возможно, потому, в них просвечивает знание жизни. И еще потому, что они пронизаны заботой о будущем.
Источник: fashionware.ru